Махаси Саядо. Медитация. Сатипаттхана Випашьяна - выдержки

praktika.narod.ru/budd/book/sayado-vipass.htm

[Собственное намерение данного учения - избавление от страданий. Основной метод - осознанное отслеживание телесных и психических процессов. Телесные - проще, с них начинают. Самое базовое - это отслеживание дыхания]

Четыре типа медитации. "Существует единственный путь очищения существ, ...а именно - четыре основы осознанности"...

Сосредоточение. Медитация видения-как-есть. Крайне важно развивать добродетели

Отслеживание моментов видения [зрения]. Упражнение состоит просто в том, чтобы отслеживать или наблюдать элементы каждого акта видения. При каждом акте видения нужно отслеживать "видит, видит". Под терминами "отслеживать", "наблюдать" или "созерцать" имеется в виду прочное удерживание ума на объекте с тем, чтобы ясно его узнать. Когда это происходит, и акт видения отслеживается как "видит, видит", иногда отслеживается зрительный объект, иногда отслеживается сознание видения, иногда отслеживается глаз как основа видения, место, из которого видно. Цель будет достигнута, если будет отслежен любой из этих трех элементов. Если нет, то на основе этого акта видения возникает "саккая-диттхи" (иллюзия "я"), при которой видение будет рассмотрено в форме личности или как принадлежащее личности, как постоянное (никка), приятное (сукха), и "свое" (атта). Это вызовет клеши (загрязнения) пристрастия и привязанности, что в свою очередь вызовет поступки, а поступки вызовут перерождение в новом существовании.

Отслеживание сгибаний для устранения иллюзии "мое тело = я". При каждом акте сгибания, вытягивания, или другой деятельности, сначала возникает последовательность намерений, моментов психики, вызывающих в руках и ногах последовательность материальных процессов, например напряжение... при этих актах преобладают факторы материальных процессов. Необходимо отслеживать эти преобладающие факторы, иначе обязательно возникнет иллюзия, при которой эти процессы считаются действиями "самого себя" - "я сгибаю", "я вытягиваю", "мои руки", или "мои ноги". Эта практика по отслеживанию "сгибается", "вытягивается", "двигается", проводится для устранения этой иллюзии.

Отслеживание сидения, ходьбы, лежания; дыхания (подъема и падения) и др., включая сон. Но ощущения тела присутствуют постоянно... Поэтому нужно фиксировать внимание на позе сидения и отслеживать "сидит, сидит, сидит". ...осознавать действия ходьбы при ходьбе, действия стояния, сидения и лежания. Созерцая подъем и падение, обучающийся должен направить ум на стенку живота... отслеживать в уме "подымается", а при падении "опускается". отслеживать каждое умственное действие ... "думает", и соответственно ... "обдумывается", "планируется", "знает".. желание сглотнуть слюну. Это нужно отметить как "хочется"... "устал, устал" при чувстве усталости... "идет, идет". При каждом шаге нужно фиксировать внимание на подошве ноги, на том, как она движется с момента поднятия до момента ее опускания... В случае медленной каждый шаг можно разделить на три части... [в общем, "йогины" все отслеживают круглые сутки, дробя действия до разумных пределов]. Когда чувствуешь сонливость, нужно отметить ее как "сонливость, сонливость"; когда веки тяжелые, как "тяжелые, тяжелые"; когда глаза заволакиваются туманом, "туман, туман". Во время сна невозможно продолжать созерцание. Это перерыв для того, чтобы йогин отдохнул. Пробуждение. Если не удалось уловить момент пробуждения, то нужно начать с обычного упражнения по отслеживанию "подымается, опускается". Если самым первым осознаешь факт размышления, то нужно начать созерцание с отслеживания "думает, думает". Умывание. Еда. Когда в руках, ногах или других частях тела возникают чувства усталости, тепла, покалывания, боли или зуда, нужно сразу же отследить их и отметить как "устал", "горячо", "покалывает", "больно", "зуд", и так далее в каждом случае.

Упражнения медитации видения как есть.
1. ...при вдохе стенка живота поднимается, а при выдохе опускается. Тогда отслеживайте в уме "подымается" при поднятии, и "опускается" при опускании...
2. ...в промежутках между отметками подъема и падения могут происходить другие психические процессы... Нужно отслеживать в уме каждое из этих явлений...
3. В связи с тем, что вам нужно долго продолжать созерцать в одном положении, - сидя или лежа, вы можете почувствовать сильное ощущение усталости... удерживайте отслеживающий ум на той части тела, где возникло такое чувство, и продолжайте созерцание, отслеживая "устал" или "оцепенело". [+отслеживать момент уставания]

Сон - бессознательное, но есть элементы бессознательного при бодрствовании. Состояние сна - это поток бессознательного. Оно похоже на первое состояние сознания при перерождении и последнее состояние сознания в момент смерти. Это состояние слабое, и поэтому неспособное осознавать какой-то объект. Когда вы бодрствуете, поток бессознательного регулярно проявляется в промежутках между моментами видения, слышания, различения вкуса, обоняния, прикосновения и мышления. Из-за кратковременности этих проявлений они обычно не отчетливы, и поэтому незаметны. Поток бессознательного продолжается во время сна; это становится очевидным, когда вы просыпаетесь, потому что именно в состоянии бодрствования становятся различимыми мысли и плотные объекты.

Последующие отслеживания. Просто отследите это как "ленится". Прежде чем вы приобретете достаточную силу внимания, сосредоточения и видения-как-есть, вы может испытать сомнения в правильности или полезности этого метода тренировки. В таком случае перейдите к созерцанию мысли "сомневается"... Достигнув определенной ступени продвижения в созерцании, вы не будете ощущать сонливости, несмотря на долгие часы практики. Наоборот, вы сможете продолжать созерцание круглые сутки... вы должны созерцать все психические явления, хорошие или плохие, все движения тела, большие или маленькие, все ощущения (телесные или психические чувства), приятные или неприятные, и так далее. Если во время этого курса обучения иногда нет ничего особенного, что нужно было бы созерцать, полностью займите свое внимание подъемом и падением стенки живота. Когда, как отмечено выше, благодаря старательной практике, улучшились осознанность и сосредоточенность, медитирующий замечает, что объект и знание о нем появляется в паре, например подъем стенки живота и осознание этого подъема. При дальнейшем продвижении в медитации становится очевидным сознательное состояние намерения, еще до того, как происходит движение тела. При интенсивной практике сосредоточения медитирующий может переживать почти невыносимые ощущения, например зуд, боли, жар, тяжесть и оцепенение. При прекращении осознанного отслеживания эти ощущения пропадают [вот как!]... Эти ощущения появляются вследствие природной чувствительности тела, и не служат симптомами болезни. Если их отслеживать с энергичной настойчивостью, то они постепенно стихнут. Опять же, медитирующий иногда видит всевозможные образы... встречи с любимыми людьми; деревья или леса,.. лицом к лицу с вздувшимися мертвыми телами... Это... творения собственного воображения, обостренного сильным сосредоточением. Они похожи на то, что встречается в снах. Конструкции (санкхара): телесные конструкции, словесные конструкции, и психические конструкции. Это намерение, направленное на зрительные образы, звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения и идеи. Пять групп привязанности (упадана-кхандха) - это материальные формы (тела), чувства, восприятия, конструкции (санкхара) и сознания.

Нирвана. ...когда видение-как-есть созрело, обострившись, усилившись и прояснившись, оно познает одну из конструкций, в одной из шести дверей, как непостоянную, или болезненную, или безличную. Этот акт отслеживания любой из трех характеристик, совершенное понимание которой наиболее ясно и сильно, становится все быстрее и проявляется три или четыре раза в быстрой последовательности. Сразу же после прекращения последнего сознания в этой последовательности ускоренных отслеживаний возникает путь и плод (магга пхала), приводя к нирване, прекращению всех конструкций... Однако продолжительность прекращения конструкций невелика. Тогда медитирующий пересматривает то, что произошло. ... прекращение отслеживаемых материальных процессов и отслеживающих их психических процессов - это осуществление пути, плода нирваны. Когда медитирующий вполне удовлетворяется результатами упражнений по быстрому достижению знания плода первого пути, а также по пребыванию в нем долгое время, он должен нацелиться на достижение более высокого пути. Тогда он должен страстно пожелать следующее, определив конкретный период своих стараний: "Во время этого периода я не хочу переживать знание плода. Пусть не будет возвращения этого знания! Пусть я достигну более высокого пути, пути, которого я еще не достиг! Пусть я достигну этой цели!" С таким страстным желанием, он должен, как обычно, отслеживать телесные и психические процессы. Отказ от желания снова достичь уже приобретенное знание плода дает то преимущество, что в течение определенного времени это знание не достигается, и если видение-как-есть достигло зрелости, то практикующий может достичь более высокого пути (третьего пути, "анагами магга", прекращения конструкций; второй путь - знание беспристрастия?, до - "знание пересмотра"?). Тот, кто стремится к четвертому и последнему пути и плоду, а именно архатства (арахатта магга пхала), должен определить период времени и отказаться от любого желания снова достичь знания плода третьего пути ("знании беспристрастия по отношению к конструкциям").