В. Данченко (N20), «Принципиальные вопросы общей теории чакр и тантрическая концепция тела» - выдержки.

lib.ru/PSIHO/N20/n20_10.htm

 

1-4. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ? - ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ, СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Чакры представляют собой нерасчленимые целостности, сущность которых несводима к сумме составляющих их частей. ...в зависимости от процедуры наблюдения Чакры могут оказываться "вихрями эфирной материи", мотивационными структурами личности и т.д. и т.п. Таким образом, мы оказываемся перед необходимостью разработки ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР. В отличие от множества частных классификаций (изучение совокупности которых может составить основу для СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЧАКР). В индуистской традиции "центры" человеческого тела называются:

  1. МУЛАДХАРА (анус) [основание позвоночника - чакра жизни и смерти, ответственна за выживание, любой страх, в конечном счете сводящийся к страху смерти]
  2. СВАДХИШТХАНА (нижняя часть живота) [на уровне крестца - сексуальный центр, влечение]
  3. МАНИПУРА (верхняя часть живота) [на уровне солнечного сплетения - низший волевой и эмоциональный центр, волевое давление, приказ]
  4. АНАХАТА (грудь, "сердце") [на уровне сердца - сердечный центр, ответственна за чувства, любовь]
  5. ВИШУДДХА (горло) [горловой центр, на уровне шеи - творчество и речевой центр]
  6. АДЖНА (лоб) [между бровями - "третий глаз", центр высшей воли, ответственна за мышление]
  7. САХАСРАРА (поверхность головы, скальп) [в макушке черепа - дыра Брамы, высшее духовное, откровения].

С каждым центром взаимосвязаны: 1) на уровне тела - определенные физиологические функции, а также определенные органы, железы, нервные сплетения, отделы спинного мозга; 2) на уровне психики и форм межличностного взаимодействия: различные типы эмоций, тип мышления, оценки ситуации и среды, определенная социальная ориентация, определенное видение мира (итого "этажи" психофизиологического организма человека структурированы по тому же принципу, что и "центры тела", соотносятся с последними); 3) на уровне внутренних пространств визуализаций: различные "астральные миры" (центры как "вихри", "воронки" и прочие "аномалии" в "эфирном теле"). Центры - это интегральное выражение вселенной, это точки сопряжения, в которых встречаются внешний и внутренний миры. Как правило, для людей характерна неравновесность в работе центров, и большинству из нас может быть присвоен определенный числовой индекс, отражающий порядок соподчиненности наших центров преобладающей активности, например, - 25, 136 или 7435 (счет центров снизу). "Раскрыв" центры и увидав их со стороны, то есть разотождествившись с их деятельностью, человек обретает способность использовать свои центры в качестве особого канала сознательного взаимодействия со средой, как внешней, так и внутренней. С информационной точки зрения, например, центры можно рассматривать как входно-выходное устройство "человеческого биокомпьютера". ...не задействовав тот или иной центр, вы никогда не сможете получить [определенного результата в определенной области, например, определенного типа взаимодействия с людьми, т.к.] ...для достижения требуемого результата... необходимо войти в определенное СОСТОЯНИЕ. Чакра - это место, в котором [благодаря работе которых] должно нечто ПЕРЕЖИВАТЬСЯ. Это "особое ощущение" можно определить таким более строгим понятием как "психофизиологическое состояние".

 

5-11. НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА (НАС), ТЕОРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ И ДР.

Условиями осознавания информации о внешней среде (информационных ансамблей "специфических" импульсов) являются:

Интроспективно явление такой избирательной энергетической поддержки информационных процессов знакомо каждому по феномену внимания (например при концентрации на зрении человек может ничего не слышать, или может "превратиться в слух" и ничего не видеть, усиленно думать и "не замечать" ничего вокруг: энергия частично отводится с нерабочих участков для усиления рабочих). Функция НАС, частично знакомая нам по явлению внимания, в основе своей автоматизирована, непроизвольна; произвольный контроль доступен в минимальной степени. Произвольное внимание, к которому каждый человек прибегает в процессе научения чему-либо, представляет собой лишь временно необходимую фазу программирования функциональных систем (большие сознательные усилия чтобы, скажем, научиться играть на рояле или печатать на машинке вслепую; сознательно закладываемые программы дают соответствующий результат лишь проникнув на бессознательный уровень и действуя оттуда). Различные йогические и оккультные методики развития внимания являются не чем иным, как попытками овладеть сознательным контролем над функцией НАС во всей ее "творящей миры" полноте. Начиная с произвольного выведения ранее не сознававшихся процессов на уровень сознания во время упражнений, в конце концов приходят к тому, что данный уровень сознательного восприятия становится непроизвольным, естественным: происходит расширение сферы сознательности.

В коре имеется представительство всех внутренних органов и систем, которые входят в состав соотносимых с Чакрами больших интерорецепторных зон. Как правило, в норме интерорецепторная информация не сознается. Однако осознание ее в принципе возможно, и достигается оно развитием внимания к тонким реакциям нашего тела на среду. Получив поддержку со стороны НАС, внутренняя информация становится сознаваемой наряду с внешней.

Необходимым условием для возникновения произвольных и не самовнушенных визуализаций служит максимально возможное отвлечение всех пяти органов чувств от объектов внешнего мира (это соответствует пятой ступени восьмиступеньчатой Йоги, описанной Патанджали). Это достигается путем "отвлечения чувств" и "остановки внутреннего диалога". "Зрелый мозг... не способен осуществлять процесс мышления,... если он лишен своего воздуха - СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ". Лишая чувства их привычных внешних "пастбищ" мы понуждаем их искать новые, внутренние "пастбища". Мастера визуализации предостерегают от дилетантских экспериментов с глубинными силами человеческой психики. Возьмем, к примеру, "астральные миры", связанные с нижними Чакрами и, как принято считать, наиболее тесно примыкающие к физическому плану. Здесь образное и содержательное наполнение сознания психонавта ("картина реальности") формируется различными безусловными вегетативными рефлексами - скажем, кишечника или предстательной железы. Это даже не подсознание, это именно бессознательный, глубоко равнодушный ко всему человеческому мир стимулов и реакций, который в обычной жизни только изредка и глухо дает о себе знать, - например, при переполненном мочевом пузыре в метро. Но теперь эти силы добираются до коры (сознания) с ее богатыми возможностями. Психонавт оказывается в мире жадных, властных и грубых существ. Вместе с тем наряду с отрицательными состояниями в каждом центре можно испытать также своеобразный, лишь ему свойственный вид наслаждения... Говорится, что в этом и состоит ловушка Чакр... Поэтому "требуется полное отвержение наслаждения и искушения со стороны высших существ". ..."живые существа постоянно пронизаны всевозможными полями и сами активно их создают". Основой для объединения этих двух подходов к пониманию взаимодействия человека и мира (психофизиологического и биопольного) может послужить тантрическая традиция. Так, в отношении визуализируемых "астральных миров" тантризм признает, что наши тела их не только порождают, но и воспринимают, - что воспринимаемые нами "астральные миры" порождены не только нашим собственным телом.

Теоретическая основа тантризма: тело как целостность есть интегрированное физическое проявление активности различных "планов" реальности. Причем физическое тело - это единственное место во вселенной, где все ее уровни связно представлены в своей иерархической последовательности. А.Г.Гурвич ввел в биологию понятие "поля" не с целью теоретического обоснования "психических феноменов" (телепатии, психокинеза и т.п.) - создание теории биополя явилось результатом попыток проникнуть в механизм НАСЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА, а также в механизм СОХРАНЕНИЯ ВНУТРИКЛЕТОЧНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (т.е. - благодаря чему молекулы объединяются и остаются объединенными в клетку, клетки - в орган, а орган - в организм). Гипотетическое морфогенное (формообразующее) биологическое поле, по Гурвичу, присуще только живому и преемственно, то есть не может возникнуть в какой-то момент заново. Источниками поля Гурвич считает молекулы хроматина клеточных ядер. Клетки взаимодействуют посредством своих полей, так что судьба каждой данной клетки определяется синтезированным вектором от всех близлежащих клеточных полей. При этом элементарные клеточные поля вкладываются в поля органов и систем органов, а те, в свою очередь, - в единое биоэнергетическое поле организма... А.С.Ромен: в энергетическом каркасе организма, можно выделить две части: внутреннюю (взаимосвязана с внутренней средой, это точки акупунктуры) и внешнюю (взаимосвязана с внешними процессами и обнаруживается в виде своеобразной энергетической оболочки)...

 

12. ИЕРАРХИЯ "МИРОВ" КАК ЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР

Единое биологическое "поле жизни" развивается параллельно с эволюцией живых организмов, прогрессивные формы которых вносят новые "частотные характеристики", которые, когда становятся четко выраженными, превращаются в новый "диапазон". Чакры могут рассматриваться как приемно-передающие устройства, точки включения организма в соответствующие диапазоны (каждый организм непрерывно "передает в эфир" данные о строении, функции, состоянии и т.д.). Диапазоны ("миры", "планы") - различные слои "покровов Майи", иллюзии (будучи "свидетелем покровов", человек, тем не менее, последовательно отождествляет себя с ними, превращая в воображдаемое "я", покровы скрывают его от самого себя), "уровней проявления" непроявленного духа (характеризующегося последовательным "огрублением" в результате "нисхождения" его в материю; человек, развивая, "утоньшая" сознание, может взаимождействовать со все более тонкими "уровнями проявления"). Цель йогической Садханы - высвобождение из-под "покровов Майи". Развитие воображения (и инструментального мышления, ослабление функции непосредственного восприятия) превратило систему "пяти покровов" (из первоначально описательной) в космогоническую теорию, что есть антропоморфизация вселенной.

1. АННАМАЙЯ КОША - "покров пищи". Восприятие физического тела как вещи среди других вещей предметного мира, наиболее грубый и очевидный уровень восприятия. Название связано с тем, что материал для тела поступает из поглощаемой нами пищи.

2. ПРАНАМАЙЯ КОША - "покров дыхания" ("покров жизни"). Восприятие тела во внутреннем ощущении (восприятие "схемы тела") - ощущения движения тела и движения в теле. Название связано с тем, что источниками движения древние считали дыхание, отметив, что движется только то, что дышит, да и самые движения в теле подобны ветрам, дуновениям.

а) СТУХЛА ПРАНА - слой "грубой" праны. Уровень восприятия структуры тела.

б) СУКШИМА ПРАНА - слой "тонкой" праны. Уровень восприятия процессов в теле (ощущений, обусловленных различными вегетативными процессами).

3. МАНОМАЙЯ КОША - "покров ума" ("покров души"). Сознаваемые нами психические и познавательные процессы, то есть актуальное содержание нашего внутреннего мира.

а) Витальный слой

1) "Низший витал" (КАМА РУПА в оккультной литературе)

2) "Высший витал" (КАМА АРУПА в оккультной литературе)

б) Ментальный слой

1) "Низший ментал" (РУПА МАНАС)

2) "Высший ментал" (АРУПА МАНАС)

4. ВИДЖНЯНАМАЙЯ КОША - "покров мудрости". Мудрость и творческое разрешение трудноразрешимых проблем (приходящие из надсознательного, неосознаваемого источника, как смогли различить мудрецы). Уровень дан нам лишь опосредованно, в своих плодах. Виджнянамайя вбирвает в себя весь обретенный опыт индивида и преобразует его в "эликсир премудрости", представляет собой своеобразный "аккумулятор", не зарядив который нашей энергией, мы не сможем получить искру мудрости

а) КАРАНА ШАРИША - причинное (казуальное) тело ("статический (низший) БУДДХИ" - собственно Буддхи, "пробужденная", женск. род) - обусловленная прошлым опытом совокупность неосознаваемых психических и познавательных *структур*, определяющих харакрер протекания сознаваемых психических и познавательных *процессов*

б) МАХАТА ("великий") или ИШВАРА (Господь) - просветленное (будхическое) тело ("динамический (высший) Буддхи") - обусловленная прошлым опытом совокупность неосознаваемых психических и познавательных процессов, благодаря которым в сфере осознания возникают новые психические и познавательные структуры

5. АНАНДАМАЙЯ КОША - "покров радости" или "покров блаженства". Надличностный уровень восприятия, на котором достигается единство человека с миром (непреходящее счастье не может быть основано на каких-либо объектах по причине их преходящей природы, но оно становится фактом в случае преодоления конфликта между "я" и "не-я", субъектом и объектом).