В. Данченко (N20), «Принципиальные вопросы общей теории чакр
и тантрическая концепция тела» - выдержки.
lib.ru/PSIHO/N20/n20_10.htm
1-4. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ? -
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ, СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Чакры представляют собой
нерасчленимые целостности, сущность которых несводима к сумме составляющих их
частей. ...в зависимости от
процедуры наблюдения Чакры могут оказываться "вихрями эфирной материи",
мотивационными структурами личности и т.д. и т.п. Таким образом, мы оказываемся
перед необходимостью разработки ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР. В отличие от множества
частных классификаций (изучение совокупности которых может составить основу для
СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЧАКР). В индуистской традиции "центры" человеческого тела называются:
- МУЛАДХАРА (анус) [основание
позвоночника - чакра жизни и смерти,
ответственна за выживание, любой страх, в конечном
счете сводящийся к страху смерти]
- СВАДХИШТХАНА (нижняя часть живота) [на уровне крестца
- сексуальный центр, влечение]
- МАНИПУРА (верхняя часть живота) [на уровне солнечного
сплетения - низший волевой и эмоциональный центр, волевое давление,
приказ]
- АНАХАТА (грудь, "сердце") [на уровне сердца
- сердечный центр, ответственна за чувства, любовь]
- ВИШУДДХА (горло) [горловой центр, на уровне шеи -
творчество и речевой центр]
- АДЖНА (лоб) [между бровями - "третий глаз", центр
высшей воли, ответственна за мышление]
- САХАСРАРА (поверхность головы, скальп) [в макушке
черепа - дыра Брамы, высшее духовное, откровения].
С каждым центром взаимосвязаны: 1) на уровне тела
- определенные физиологические функции, а также определенные
органы, железы, нервные сплетения, отделы спинного мозга; 2)
на уровне психики и форм межличностного взаимодействия: различные типы эмоций,
тип мышления, оценки ситуации и среды, определенная социальная ориентация,
определенное видение мира (итого "этажи" психофизиологического организма
человека структурированы по тому же принципу, что и "центры тела", соотносятся с
последними); 3) на уровне внутренних пространств визуализаций: различные
"астральные миры" (центры как "вихри", "воронки" и прочие "аномалии" в "эфирном
теле"). Центры - это интегральное выражение вселенной, это точки сопряжения, в которых
встречаются внешний и внутренний миры. Как правило, для людей характерна неравновесность в работе центров, и большинству из нас может быть присвоен
определенный числовой индекс, отражающий порядок соподчиненности наших центров
преобладающей активности, например, - 25, 136 или 7435 (счет центров снизу). "Раскрыв" центры и увидав их со стороны,
то есть разотождествившись с их деятельностью, человек обретает способность
использовать свои центры в качестве особого канала сознательного взаимодействия
со средой, как внешней, так и внутренней. С информационной точки зрения,
например, центры можно рассматривать как входно-выходное устройство "человеческого
биокомпьютера". ...не задействовав тот или иной центр, вы никогда не
сможете получить [определенного результата в
определенной области, например, определенного типа взаимодействия с людьми,
т.к.] ...для достижения требуемого результата... необходимо войти в определенное СОСТОЯНИЕ. Чакра - это место, в
котором [благодаря работе которых]
должно нечто ПЕРЕЖИВАТЬСЯ. Это "особое ощущение" можно определить таким
более строгим понятием как "психофизиологическое состояние".
5-11. НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА (НАС), ТЕОРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ
И ДР.
Условиями осознавания информации о внешней среде (информационных ансамблей "специфических"
импульсов) являются:
- первичные импульсы, поступившие в кору головного мозга по так называемым
специфическим СЕНСОРНЫМ ПУТЯМ, несущим конкретную информацию о среде
- поддерживающие их вторичные импульсы, идущие по путям так называемой
НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ АКТИВИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ (НАС), деятельность которой отражает
актуальные в данный момент потребности человека (только при поддержке вторичного
отдельный первичный импульс может войти в контакт с другими импульсами, то есть
быть воспринятым)
- дополнительная генерализированная энергетическая ("неспецифическая") поддержка
ансамблю "специфических" импульсов со стороны лежащей в основе НАС мозговой
структуры, называемой РЕТИКУЛЯРНОЙ ФОРМАЦИЕЙ
Интроспективно явление такой избирательной энергетической поддержки
информационных процессов знакомо каждому по феномену внимания (например при
концентрации на зрении человек может ничего не слышать, или может "превратиться
в слух" и ничего не видеть, усиленно думать и "не замечать" ничего вокруг:
энергия частично отводится с нерабочих участков для усиления рабочих). Функция
НАС, частично знакомая нам по явлению внимания, в основе своей автоматизирована,
непроизвольна; произвольный контроль доступен в минимальной степени.
Произвольное внимание, к которому каждый человек прибегает в процессе научения
чему-либо, представляет собой лишь временно необходимую фазу программирования
функциональных систем (большие сознательные усилия чтобы, скажем, научиться
играть на рояле или печатать на машинке вслепую; сознательно закладываемые
программы дают соответствующий результат лишь проникнув на бессознательный
уровень и действуя оттуда). Различные йогические и оккультные методики развития
внимания являются не чем иным, как попытками овладеть сознательным контролем над
функцией НАС во всей ее "творящей миры" полноте. Начиная с произвольного
выведения ранее не сознававшихся процессов на уровень сознания во время
упражнений, в конце концов приходят к тому, что данный уровень сознательного
восприятия становится непроизвольным, естественным: происходит расширение сферы
сознательности.
В коре имеется представительство всех внутренних органов и систем,
которые входят в состав соотносимых с Чакрами больших интерорецепторных зон. Как
правило, в норме интерорецепторная информация не сознается. Однако осознание ее
в принципе возможно, и достигается оно развитием внимания к тонким реакциям
нашего тела на среду. Получив поддержку со стороны НАС, внутренняя информация
становится сознаваемой наряду с внешней.
Необходимым условием для возникновения произвольных и не самовнушенных
визуализаций служит максимально возможное отвлечение всех пяти органов чувств от
объектов внешнего мира (это соответствует пятой ступени восьмиступеньчатой Йоги,
описанной Патанджали). Это достигается путем "отвлечения чувств" и "остановки
внутреннего диалога". "Зрелый мозг... не способен осуществлять процесс мышления,...
если он лишен своего воздуха - СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ". Лишая чувства их привычных
внешних "пастбищ" мы понуждаем их искать новые, внутренние "пастбища". Мастера визуализации предостерегают от дилетантских экспериментов с глубинными
силами человеческой психики. Возьмем, к примеру, "астральные миры", связанные с
нижними Чакрами и, как принято считать, наиболее тесно примыкающие к физическому
плану. Здесь образное и содержательное наполнение сознания психонавта ("картина
реальности") формируется различными безусловными вегетативными рефлексами -
скажем, кишечника или предстательной железы. Это даже не подсознание, это именно
бессознательный, глубоко равнодушный ко всему человеческому мир стимулов и
реакций, который в обычной жизни только изредка и глухо дает о себе знать, -
например, при переполненном мочевом пузыре в метро. Но теперь эти силы
добираются до коры (сознания) с ее богатыми возможностями. Психонавт оказывается
в мире жадных, властных и грубых существ. Вместе с тем наряду с отрицательными
состояниями в каждом центре можно испытать также своеобразный, лишь ему
свойственный вид наслаждения... Говорится, что в этом и состоит
ловушка Чакр... Поэтому "требуется полное отвержение наслаждения и искушения со
стороны высших существ". ..."живые существа постоянно пронизаны всевозможными полями и сами
активно их создают". Основой для объединения этих двух подходов к пониманию
взаимодействия человека и мира (психофизиологического и биопольного) может
послужить тантрическая традиция. Так, в отношении визуализируемых "астральных
миров" тантризм признает, что наши тела их не только порождают, но и
воспринимают, - что воспринимаемые нами "астральные миры" порождены не только
нашим собственным телом.
Теоретическая основа тантризма: тело как целостность есть интегрированное физическое проявление активности
различных "планов" реальности. Причем физическое тело - это единственное место
во вселенной, где все ее уровни связно представлены в своей иерархической
последовательности. А.Г.Гурвич ввел в биологию понятие "поля" не с целью теоретического обоснования
"психических феноменов" (телепатии, психокинеза и т.п.) - создание теории
биополя явилось результатом попыток проникнуть в механизм НАСЛЕДОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА, а также в механизм СОХРАНЕНИЯ
ВНУТРИКЛЕТОЧНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (т.е. - благодаря чему молекулы
объединяются и остаются объединенными в клетку, клетки - в орган, а орган - в
организм). Гипотетическое морфогенное (формообразующее) биологическое поле, по
Гурвичу, присуще только живому и преемственно, то есть не может возникнуть в
какой-то момент заново. Источниками поля Гурвич считает молекулы хроматина
клеточных ядер. Клетки взаимодействуют посредством своих полей, так что судьба
каждой данной клетки определяется синтезированным вектором от всех близлежащих
клеточных полей. При этом элементарные клеточные поля вкладываются в поля
органов и систем органов, а те, в свою очередь, - в единое биоэнергетическое
поле организма... А.С.Ромен: в энергетическом
каркасе организма, можно выделить две части: внутреннюю (взаимосвязана с
внутренней средой, это точки акупунктуры) и внешнюю (взаимосвязана с внешними
процессами и обнаруживается в виде своеобразной энергетической оболочки)...
12. ИЕРАРХИЯ "МИРОВ" КАК ЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР
Единое биологическое "поле жизни" развивается параллельно с эволюцией
живых организмов, прогрессивные формы которых вносят новые "частотные
характеристики", которые, когда становятся четко выраженными, превращаются в
новый "диапазон". Чакры могут рассматриваться как приемно-передающие устройства,
точки включения организма в соответствующие диапазоны (каждый организм
непрерывно "передает в эфир" данные о строении, функции, состоянии и т.д.).
Диапазоны ("миры", "планы") - различные слои "покровов Майи", иллюзии (будучи "свидетелем
покровов", человек, тем не менее, последовательно отождествляет себя с ними,
превращая в воображдаемое "я", покровы скрывают его от самого себя), "уровней
проявления" непроявленного духа (характеризующегося последовательным "огрублением"
в результате "нисхождения" его в материю; человек, развивая, "утоньшая" сознание,
может взаимождействовать со все более тонкими "уровнями проявления"). Цель
йогической Садханы - высвобождение из-под "покровов Майи". Развитие воображения
(и инструментального мышления, ослабление функции непосредственного восприятия)
превратило систему "пяти покровов" (из первоначально описательной) в
космогоническую теорию, что есть антропоморфизация вселенной.
1. АННАМАЙЯ КОША - "покров пищи". Восприятие физического тела как вещи среди
других вещей предметного мира, наиболее грубый и очевидный уровень восприятия.
Название связано с тем, что материал для тела поступает из поглощаемой нами пищи.
2. ПРАНАМАЙЯ КОША - "покров дыхания" ("покров жизни"). Восприятие тела во
внутреннем ощущении (восприятие "схемы тела") - ощущения движения тела и
движения в теле. Название связано с тем, что источниками движения древние
считали дыхание, отметив, что движется только то, что дышит, да и самые движения
в теле подобны ветрам, дуновениям.
а) СТУХЛА ПРАНА - слой "грубой" праны. Уровень восприятия структуры тела.
- эфирный двойник/тело (в оккультной традиции) - уровень восприятия
кожно-мышечных, соматических ощущений, связанных с общим энергетическим тонусом
- информация о положении тела в пространстве и переживающаяся как однородная "схема
тела"
- экстериоризация "эфирного тела" при глубокой релаксации (теория свободных
гомеостатических полей, СГП - гипотеза существования полей, возникающих в
результате биологических процессов в нейронах коры головного мозга, независимо
от генератора, аналогично шаровым молниям, водоворотам и смерчам; математическая
теория солитонов, гипотетических сгустков энергии, способных перемещаться по
молекулярной цепочке без энергетических потерь, характеризующихся исключительной
устойчивостью, могущих проходить друг сквозь друга)
б) СУКШИМА ПРАНА - слой "тонкой" праны. Уровень восприятия процессов в теле (ощущений,
обусловленных различными вегетативными процессами).
- собственно "энергетическое тело", назначение которого - непрерывное извлечение
информации об "энергетической среде" - местах, людях, ситуациях
- именно на этом уровне воспринимаются чакры (хотя они связаны со всеми
покровами)
- ощущения этого уровня могут распространяться и вне контуров тела (например, Сахасрара Чакра переживается над головой)
3. МАНОМАЙЯ КОША - "покров ума" ("покров души"). Сознаваемые нами психические и
познавательные процессы, то есть актуальное содержание нашего внутреннего мира.
а) Витальный слой
1) "Низший витал" (КАМА РУПА в оккультной литературе)
- положительные и отрицательные реакции на раздражители, вовлечение или избегание, способность испытывать "симпатию" или "антипатию" к ситуации у
простейших, влечение, желания и низшие эмоции у животных, связанные с жизненными
потребностями организма
- переходный этап от безличной подсознательности Пранамайи к сознательной
личностной сфере Маномайи, Пранамайя более "груба", чем Маномайя, и в то же
время более скрыта и не столь очевидна
2) "Высший витал" (КАМА АРУПА в оккультной литературе)
- дальнейшее развитие витала в форме высших эмоций и чувств у людей - моральных,
интеллектуальных и эстетических, изолируется от царства инстинктов
- при эмоциональной буре в этот процесс вовлекаются железы внутренней секреции,
вегетативная и центральная нервная система - узон "более тонких" частотных
характеристик витального уровня вплетается в канву "более грубых" (и обратно,
тонус организма влияет на эмоциональную сферу, взаимопроникновение;
эмоциональные состояния отражаются на внутренних органах - "расстройства на
нервной почве")
- "заразительность" эмоций косвенно свидетельствует о существовании "витального
поля" (легкость передачи их от человека к человеку)
б) Ментальный слой
1) "Низший ментал" (РУПА МАНАС)
- способность центров нервной системы к накоплению и обработке информации о
среде и своих реакциях на нее, наблюдается уже у животных в форме образного
мышления
2) "Высший ментал" (АРУПА МАНАС)
- способность к предвидению результатов своих действий
- это привело к развитию самосознания (Ахамкара), с его обретением человек
начинает осознавать перечисленные уровни "покровов Майи" как "себя" и
отождествляться с ними, становясь пространственно и личностно осособленным
индивидом
- самосознание привело к возникновению способности сознательного контроля над
своим ментальным потоком, то есть разума
- таким образом, канва витальных частотных модуляций, вплетенная в волновые
характеристики того или иного сегмента энергетического каркаса (то есть Чакры),
оказывается украшена канвой "еще более тонких" ментальных частот; при этом
модулированные волны различных диапазонов "энергетического каркаса",
создаваемого непосредственно физическим телом, становятся несущими для частотных
модуляций витального уровня, а последние - несущими для волн "мысленной
информации"
- косвенное подтверждением данной гипотезы - результативность "опытов по
передаче мысли на расстояние" значительно повышается, если индуктор и перцепиент
пребывают в эмоциональном контакте, также если индектор находится в состоянии
эмоционального возбуждения, а перцепиент - в состоянии покоя; кроме того, "мысленная
информация" воспринимается в образно-чувственной форме
- в отличие от теософской, тантрическая традиция не выделяет витальный и
ментальный план в самостоятельные уровни проявления, рассматривая их как два
взаимопроникающих аспекта Маномайя Коши, "покрова души", поскольку мы переживаем
содержание нашего внутреннего мира, а не просто знаем о нем, эмоции могут быть
оторваны от интеллекта лишь в умственной абстракции
- совокупность индивидуальных "энегетических каркасов" образуют всеобщую "организующую
матрицу" - "поле жизни", с очень широким спектром частот (наиболее полно
представленном в "организующей матрице" человека); все индивидуальные поля
погружены в общее поле и восприимчивы к ег влияниям в свойственных для низ
диапазонах частот
4. ВИДЖНЯНАМАЙЯ КОША - "покров мудрости". Мудрость и творческое разрешение
трудноразрешимых проблем (приходящие из надсознательного, неосознаваемого
источника, как смогли различить мудрецы). Уровень дан нам лишь опосредованно, в
своих плодах. Виджнянамайя вбирвает в себя весь обретенный опыт индивида и
преобразует его в "эликсир премудрости", представляет собой своеобразный "аккумулятор",
не зарядив который нашей энергией, мы не сможем получить искру мудрости
- развился во всеобщем поле по мере усложнения индивидуальных сознаваемых
психических и познавательных процессов, более тонкий по сравнению с ними
диапазон, отражающий деятельность неосознаваемых механизмов фиксации, накопления
и обработки информации, - так называемых "неосознаваемых форм высшей нервной
деятельности"
- согласно некоторым авторам, подсознание выступает не как отдельная
изолированная область психики, а "как момент, как составная часть каждого
познавательного акта - ощущения, восприятия, представления, мышления"
- "бессознательное по своему объему превосходит сознательное, оно обеспечивает
приспособление организма к относительно постоянным условиям существования,
освобождая сознание для конструктивно творческой деятельности в условиях
изменяющейся среды"
- в сущности, все потенциально сознаваемые процессы бессознательны (сознание
лишь регистрирует их), например, процесс речи - мы сознаем слова лишь после того,
как они произнесены (если попытаться сделать произнесение каждого слова
сознательным актом, то врад ли мы сможем поддерживать разговор - парадокс
пассивного свидетеля Пуруши и слепой деятельницы Пракрити)
- существуют, однако, и такие области психики, которые весьма труднодоступны или
даже принципиально недоступны для непосредственного восприятия, в тантрической
традиции их называют Виджнянамайя Кошей, или "покровом премудрости"
- о существовании покрова можно судить по его плодам - воля, память и интуиция
а) КАРАНА ШАРИША - причинное (казуальное) тело ("статический (низший) БУДДХИ" -
собственно Буддхи, "пробужденная", женск. род) - обусловленная прошлым опытом
совокупность неосознаваемых психических и познавательных *структур*,
определяющих харакрер протекания сознаваемых психических и познавательных *процессов*
- в современной йогической литературе категорию Буддхи отождествляют с
европейской категорией "разума" (различающего, сознающего содержание и природу
понятий, которыми бессознательно оперирует Манас, отождествляемый с категорией "рассудка")
- не учитывая, что Буддхи лежит выше самосознания (Ахамкары, которая упускается
и которая как раз может быть соотнесена с категорией "разума", поскольку "разумное
всегда выступает как самосознание", а "чувство я" не существует вне разумного
акта саморефлексии)
- Буддхи лежит выше самосознания (Ахамкары), "определяющая способность, некая
воля", контролирующая поток мыслей, дающая право на существование одних и
отвергающая другие мысли, у разума же нет ни
необходимости, ни возможности "принимать решения" по поводу каждой мысли: "сама
мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания"
- "мотивирующая сфера" определяется в индуистской традиции как Карана Шарира, "тело
причин" (кстати, по словарю, Карана в другом переводе - "мотив")
- казуальное (причинное) тело обязано существованием тому, что в нем содержатся
причины всего, затем проявляющегося на низших планах; казуальное тело служит "хранилищем
приобретенного опыта"
- традиционные индуисты относят Карана Шариру не Виджнянамайе, а к следующему "покрову",
Анандамайе, делая это из космологических соображений, так как Анандамайя, будучи
первым и наиболее "тонким" из "уровней проявления", должна была бы содержать в
себе "семена" всей последующей эволюции
- смыслообразующие личностные мотивы; также установки, навыки, динамические
стереотипы, выбираемые при взаимодействии со внешней средой (сумма обретенных
нами знаний)
- "в Буддхи содержатся все Санскары" (подсознательные следы прошлых действий, "стремящиеся
к проявлению" и особым образом определяющие характер нашего оношения к
происходящему, характер действий, взаимоотношений с миром, в конечном счете -
судьбу)
- считают независимым от внешних причин, содерждащим все причины внутри себя,
называют "телом воли"; действительно функция Карана Шариры - формирование итогов
развития (определяющих дальнейшее развитие), поэтому она обладает очень слабой
восприимчивостью к случайным внешним воздействиям, тем не менее отличительным ее
свойством является программируемость: "заряжая" целенаправленно нужную Санскару
- обнаруживаешь позже, что наше сознание и действие начинают без усилий течь в
нужном направлении (пример - обучение игре на рояле, сначала долгая отработка,
но потом уход навыков в подсознание, игра происходит легко, на "автоматике"; "санскарообразование"
актвизируется любым устремлением, не обязательно стремлением научиться чему-либо,
причем сила стремления не только определяет интенсивность санскарообразования,
но и поддерживается последним)
- индивидуальные стремления всех людей образуют "причинный диапазон" всеобщего
поля, который связывает единой судьбой нас всех - все человечество
- положительная и отрицательная "пси-опосредованная инструментальная реакция",
"рука Судьбы", "чудесные совпадения" и т.п. - все это различные проявления той
активной роли, которую играет всеобщий "казуальный план" в нашей личной жизни
- следует заметить, что для случайного посетителя "оперативный" выход на
казуальный план (доступ к механизмам "стечения обстоятельств") надежно закрыт
замком эго (личного самосознания)
- как низший витал - переход от безличной подсознательности Пранамайи к
сознательной личностной сфере Маномайи, так низший Будхи
- переход к сфере Виджнянамайи, надсознательной и надличностной; Пранамайя более "груба", чем
Маномайя, и в то же время более скрыта и не столь очевидна, так же дела обстоят
с Виджнянамайей и следующим, "более тонким" покровом - Анандамайя Кошей
б) МАХАТА ("великий") или ИШВАРА (Господь) - просветленное (будхическое) тело
("динамический (высший) Буддхи") - обусловленная прошлым опытом совокупность
неосознаваемых психических и познавательных процессов, благодаря которым в сфере
осознания возникают новые психические и познавательные структуры
- "Ишвара не запятнан Санскарами, обладая всеведением и будучи неподвластен
времени, он является учителем Учителей"
- если персонификация причинного уровня в форме "Ангела Хранителя" или "Беса
Вредителя" воплощают бытовую интуицию (положительную и отрицательную
соответственно), то Ишвара воплощает в себе сферу подсознательных механизмов
творчества (источник любых качественно новых проявлений в познании и действии);
природа источника творчества истолковывалась различно, в соответствии с
верованиями и образованием людей, входивших с ним в сознательный контакт
- нацелен не на сохранение частных достижений, как Карана Шарира, а на их
преодоление; в задачу Ишвары входит сохранение процесса развития
- та несознательная сфера сознания, которую называют "сверхсознание": "один из
психологических механизмов, благодаря которому объективные потребности развития
общества трансформируются в мотивы поведения отдельного человека", "способствует
развитию в самом широком смысле этого слова, нередко опрокидывая глубоко
усвоенные нормы во имя более важных, хотя и неосознаваемых норм и ценностей,
отказ от которых несовместим с развитием человеческой цивилизации"; поскольку же
"этим высшим ценностям, накопленным человечеством на протяжении столетий, должно
быть обеспечено надежное хранилище от привратностей и противоречивости
сиюминутных влияний", механизмы сверхсознания "осознанию не подлежат"
- с другой стороны, Ишвара - это не просто "Хранитель Путей", но именно "Учитель
Учителей", источник инсайтов и интуитивных озарений - способности к
"ускоренному, внезапному переходу от старых форм знаний к новым";
Персонифицированный Ишвара - это Господь йогинов, объект их почитания и
поклонения; они полагают, что всеми своими достижениями обязаны Ему, а не своим
сознательным усилиям, и что все в конечном счете зависит от Его милости; Ишвара
- определение для ряда "неосознаваемых форм высшей нервной деятельности", в
частности интуиции, и ничего "мистического" в себе не содержит (сравнение -
"дикие плоды" Ишвары); "мистическим" есть общение, сознательныЙ контакт с
Ишварой (сравнение - йогин занимается "организованным сельским хозяйством";
выделяет в себе себя и Ишвару, вступает с ним в личные отношения, сознательно
определяет общение с ним целью своих стремлений, Ишвара становится желанным
"другим" в нас, такая внутрення психологическая позиция, эмоционально окрашенная
всей гаммой личностных отношений, служит активатором надсознательных процессов и
в огромной степени усиливает их эффективность)
- позиция должна быть активной, характерная особенность внутреннего Учиителя,
которая в корне отличает его от "внешних" - никогда не настаивает на своей точке
зрения и говорит лишь тогда, когда мы страстно его вопрошаем (и молчит, если
вопроса нет или вопрос задан праздно); интуиция, подобно компьютеру, выдает
самое компактное и совершенное решение, исходя при этом из заложенных в нее
исходных данных - но достаточны ли эти данные, все ли учтено; поэтому
необходимым условием контакта с надсознательным Учителем служит сознательное
совершенствование искусства вопрошания
- не случайно задача двух первых ступеней Йоги состоит в создании условий для Ишварапранидханы, "принесения всего в жертву Ишваре" (Йогасутры, 2.45), цель
Йоги может быть достигнута лишь в том случае, если вся жизнедеятельность и вся
сфера сознательного целеполагания поставлены на службу этому надсознательному
принципу "Что отдал - твоим пребудет, что не отдал - потерял"
5. АНАНДАМАЙЯ КОША - "покров радости" или "покров блаженства". Надличностный
уровень восприятия, на котором достигается единство человека с миром
(непреходящее счастье не может быть основано на каких-либо объектах по причине
их преходящей природы, но оно становится фактом в случае преодоления конфликта
между "я" и "не-я", субъектом и объектом).
- в отличие от завуалированного и незаметного "покрова премудрости", "покров
радости" дан не каждому, но, будучи достигнут, сознается со всей очевидностью
- если Виджнянамайя обеспечивает так называемое "различающее познание", в
котором достигается полное разотождествление "зрящего" с внутренними состояниями
и составляющими их компонентами (интеллектуальным, эмоциональным и
"энергетическим"), то на уровне Анандамайи происходит, так сказать,
контродируемое отождествление "зрящего" с окружающими его всеобщими процессами;
этот уровень связан с нивелировкой или расширением самосознания, изменением
обычных, "нормальных" (отчужденных) субъект-объектных отношений
- "такой ум не создает иллюзий... такой ум может действовать в совершенно ином
измерении..., где не существует конфликта, где нет ощущения "разделенности"...
некоторые писатели называют этот душевный опыт "космическим сознанием", так как
просветление, особенно в его высших формах,... заставляет соприкоснуться с
жизнью в ее целом, почувствовать родство со всей жизнью, - высокой и низкой,
большой и малой, доброй и злой"
- этот уровень восприятия обусловлен не какими-то особыми "возвышенными" формами
интеллектуальных и эмоциональных процессов (хотя и может сопровождаться ими), а
изменением самого воспринимающего, точнее, типа взаимодействия между
воспринимающим и объектом любых уровней восприятия - безразлично каких; это
восприятие нового способа бытия, а не новых форм бытия; "Когда он не знал о
Пути, горы для него были горами, а воды водами. Когда он вступил на Путь, горы
перестали быть для него горами, а воды водами. Когда он постиг Путь, Горы для
него вновь стали горами, а воды - водами"
- Анандамайя - это уровень восприятия, не скованный рамками "знания о
предназначении вещей", а также не скованного рамками личности; уровень, на
котором присутствует "я" и "не-я", субъект и объект, но отсутствует барьер между
ними; это уровень *операционального*, а не экзистенционального отчуждения
индивида от универсума, человека от мира
- поэтому говорится, что Анаднамайя начинается с Аннамайи, с физического плана;
как и в Аннамайе, объектом восприятия служит весь мир; в то же время Анандамайя
не исчерпывается "внешним миром", но включает в себя и "мир внутренний", - она
охватывает все покровы во всем многообразии протекающих здесь процессов
- в случае обычного видения функцию субъекта, "зрящего" (Пуруши) выполняет та
или иная потенциально объективируемая, то есть "зримая" структура (Пракрити), с
которой отождествляет себя субъект; в ходе йогической Садханы зрящий полностью
разотождествляется со зримым, субъект освобождается от всех объективных
структур, обнаруживая, что "ничто не есть я"; тем самым создаются предпосылки
для тантрического видения, в котором зрящий сознательно сливается со зримым,
предаваясь созерцанию "того, что есть" во всей его полноте (для описания
"подлинного осознания того, что есть", такого вовлеченного созерцания "чистым
субъектом" одновременной игры всех покровов Майи, не замаскированных более под
"я", тантрическая традиция использует эротическую символику; говорится, что
Пракрити (досл. "прородительница") встречает Пурушу (досл. "мужа") и отдается
ему лишь на этом уровне; осознав наконец-то себя и происходящее, обнаружив в
себе присутствие Пуруши, Пракрити входит в последнее из возможных для себя
состояний - состояние экстаза; таким образом, Пуруша оказывается в экстатической
вселенной, которая играет с ним сбросив маски, - свободно, самодостаточно, без
какого-либо стремления опутать его своей игрой; это и есть уровень подлинной
Лилы - "Божественной Игры", которая серьезнее любых человеческих дел; "Она
простирается, чтобы обмануть одиночество, однако глаза Ее постигают Себя и
смеются. Ее глаза - игроки, и их выигрыщ - пригоршни Света")
- покров "честной игры" представляет собой наиболее труднопреодолимую ловушку
Майи, применившей здесь последнее оружие, против которого, практически, нет
защиты, - оружие истины; Анандамайя - это динамическое и бесконечно
разнообразное единение с истиной, сбросившей все покровы, чарующей нас своей
наготой, доступностью и любовью; но как правило такая честная игра продолжается
недолго; едва успев пресытиться танцами неведения, Пуруша очаровывается танцем
Истины и ЗАБЫВАЕТ СЕБЯ, - утрачивает нить медитации; непроизвольно
отождествившись с каким-то из элементов этой космической мистерии, он
проваливается в "волчью яму" Маномайи;
- на уровне Анандамайи человек чувствует себя в этом огромном мире "дома"; это
последний приют на подъеме к вершире, и многие из тех немногих, которые не
только достигли его, но и вошли внутрь, не хотели идти дальше; "Я не хочу быть
сахаром", - восклицал Рамакришна, - "я хочу есть сахар!"; и все же "Сущность
Твоя пребывает вне всех покровов", - напоминают Упанишады; именно эта,
сбросившая покровы голая истина, в обладании которой и заключается Ананла,
служит последним из покровов; нас учат, что МОЖНО ИДТИ ДАЛЬШЕ; "Когда... душа
*готова* взлететь сама над собой и войти в ничто, где нет ни ее самой, ни ее
действия, тогда она "в благодати"... покуда душа будет еще в состоянии сознавать
себя, как нечто сотвореное и природное,... до тех пор не стать ей самой
"благодатью".