Природа бестселлера-2 08.04.2002 (хр.00:53:00)

Возможны ли в России бестселлеры? Как запустить механизм этого конвейера? А.Гордон беседует с ведущим научным сотрудником Российской Государственной Библиотеки Абрамом Рейтблатом и специалистом в области исследования детективного жанра Романом Арбитманом.

Позиции:

Рейтблат

Бестселлер — это не просто хорошо продаваемая книга. Это особая система производства и распространения, сложившаяся на Западе. Активно публикуемые сведения о продажах оказывают обратное влияние на новые продажи.

Для бестселлера нужен особый тип публики: восприимчивый к спискам популярности, ориентированный на новинки, внимательный к тому, что нравится другим.

Вокруг бестселлера существует целая системная среда: экранизации, сувениры, критики, авторы, издатели, продавцы, маркетологи, публика.

В России такой системы нет. Что есть бестселлер определяет не читатель, а издатель.

Иванов

Экономика бестселлера его социально-экономический «бэкграунд».

Политико-культурный контекст книгоиздания.

Феномен четверки — Акунин, Пелевин, Сорокин, Толстая.

Бестселлер — это не качество текста, а ожидание рынка.

Ландшафт интеллектуального рынка: почему трэш становится разнообразным, интеллектуальный трэш.

Что происходит в современной литературе, психологические ожидания в рыночном механизме.

Мода и успех — разные феномены.

Месседж Арбитмана изложен ниже в виде конспекта его статьи.

Материалы к программе:

Иванов, интервью газете «Книжное обозрение» (1  апр. 2001  г. ).

«Бестселлер — это вещь, связанная в первую очередь с экономикой книжных продаж». Но у нас отсутствует система информирования о продажах. В магазинах под вывеской «бестселлер» выкладывают то, что лучше продается на текущей неделе. «Экономическое значение подменяется символическим, люди просто называют бестселлером неплохо продающуюся книгу. А если долго всем говорить, что это бестселлер, то потом и продажи начинают расти».

Книжный рынок организован по средневековому принципу. Есть центр- это Москва. Сюда свозят все книги и потом развозят по провинции. Между производителем в Москве и читателем в провинции — 3–4  посредника. «Поэтому сейчас бестселлеры делают издательства, у которых налажена система распространения, которые могут предложить книгу по нормальной цене».

Книга, имеющая шанс стать популярной, возникает сначала в качестве книги модной, вот в делании книги модной промоушн играет решающую роль. Это и контекст, в котором книга появляется, и пресса, которая о ней пишет». Модная книга сегодня — это книга для Москвы, Петербурга и 4–5  больших городов. Это примерно 50  тыс. экз. — но это не бестселлер. «Самое сложное в продвижении — это переход от модного к массовому. Из „от кутюр“ к „прет-а-порте“, к технологии продаж копий модного изделия. Это уже не делается через информационную раскрутку». «Массовый продукт, бестселлер, рождается в России с использованием других механизмов, связанных с технологией продаж». После наполнения рынка Москвы и Питера книга ухудшается в качестве (выходит в более дешевом издании) и это делает возможным продажи в провинции по московским ценам.

Лучшая раскрутка здесь — через «серый пиар». Далее Иванов излагает вкратце историю со скандалом вокруг «Голубого сала» Сорокина. Этот роман до его выхода в Ad Marginem, выложили в Сети. Суд за нарушение авторских прав, хотя и не окончился для Иванова победой, но раскрутил книгу Сорокина с минимумом вложений в пиар.

Арбитман. Из статьи «Торжество урки в царстве «Доппелей». Журнал НЛО (статья написана в форме диалога Арбитмана и Гурского).

Специфика бестселлеров — прежде всего Арбитман имеет ввиду детективы и триллеры — здесь — явная вторичность по отношению к западным образцам (там эти жанры слишком разработаны, здесь остается их только адаптировать).

В свою очередь отставание объясняется запретом на эти жанры (кроме милицейского романа в дузе «Следствие ведут знатоки») в Советском Союзе, что не позволяло их культивировать здесь.

Вторая проблема — «издательский заказ, в результате которого читательская аудитория оказалась довольно цинично поделена на элитарную и дебильную. Причем потребители детективов автоматически были зачислены в дебилы — со всеми вытекающими последствиями».

Следующая проблема. «Общепринятый европейски-американский образчик детектива (триллера, боевика), даже предлагая читателям несимпатичны героев с явно девиантной (то есть отклоняющейся от нормы) моделью поведения, автоматически фиксировал эту норму со знаком „плюс“. В отличие от западного образца, постсоветский детектив принялся ставить под сомнение сами базовые аксиомы. Норму стали вытеснять моральные инверсии и социальные перверсии… Выворачивание наизнанку некогда прочных бинарных оппозиций „друг-враг“, „свой-чужой“ привело уже к всплеску социальной шизофрении и ныне лишь поощряет криминальный беспредел. Уголовник, человек из зоны, стал вытеснять сыщика в амплуа положительного героя».

Так Арбитман ставит моральную проблему.

Отсутствие традиции детектива здесь привело к тому, что здесь этот жанр «не успел выработать уважение к демократическому статус-кво». И вместо того, чтобы в каждой книге обязательно демонстрировать торжество закона над его (закона) попирательством, стал превозносить удачливых преступников. И это содержит в себе «разрушительные тенденции».

Кроме того, такие детективы и триллеры культивируют ненависть к демократии и интеллигенции, «добрую половину произведений, выходящих в популярных и многотиражных детективных сериях, можно было бы совершенно безболезненно перепечатать в национал-патриотических изданиях — от журнала «Молодая гвардия» до газеты «Память».

«Конечно, и западная беллетристика приторговывает иллюзиями. Но: неизменно в красивой упаковке. Но: такими, которые помогают обществу удержаться от анархии. Российские же мрачные симулякры сегодня активно провоцируют раздрай и разлад. И это крайне опасно…»

Вопросы для обсуждения:

Итак, хороша или плоха система бестселлеров? Может быть, это только система навязывания потребителю определенного типа товаров? Может быть, и хорошо, что у нас не сложилась такая система?

Бестселлер — феномен эпохи сначала модернизма (конец 19-начало 22  вв. ) и потом потребительского общества.

Библиография

«Другие литературы»//Новое литературное обозрение. 1996. № 22  (Специальный выпуск)

Ильина Н. Литература и «массовый тираж»//Новый мир. 1969. № 1.

Массовый успех. М., 1989.

Рейтблат А. И. Популярные произведения и популярные авторы/Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991.

Рейтблат А. И. Русские «бестселлеры» первой половины XIX века/Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре пушкинской эпохи. М., 2001.

Шведов С. Книги, которые мы выбирали/Погружение в трясину: Анатомия застоя. М., 1991.

Cockburn C. Bestseller: The books that everyone read, 1900–1939. London, 1972.

Hackett A. P., Burke J. H. 80  years of best sellers, 1895–1975. New York; London, 1977.

Hart J. D. The popular book: A history of America’s literary taste. N.Y., 1950.

Lauterbach B. R. Bestseller: Productions- und Verkaufsstrategien. Tuebingen, 1979.

Riess C. Bestseller: Buecher, die Millionen lesen. Hamburg, 1960.

Тема № 95 

Эфир 08.04.2002 

Хронометраж 0:53