Евреи в России 20.09.2001 (хр.01:15:00)

Филолог Матвей Гейзер, литературный критик Лев Аннинский и филолог Александр Степанский о прошлом, настоящем и будущем русского еврейства.

Материалы к программе:

Немного истории

(по докторской диссертации М. М. Гейзера «Русско-еврейская литература (РЕЛ) ХХ века»)

Феномен двунациональной (не двуязычной) литературы существовал всегда, но серьёзных исследований по этому вопросу в российском литературоведении нет.

Вас. Львович Рогачевский о РЕЛ: «Это литература по преимуществу городская, литература народа вечно преследуемого <…> она находится в теснейшей связи с литературой русской, она проникнута горячей любовью авторов к родине-мачехе» (1922  г. )

Максим Горький незадолго до революции хотел выпустить сборник «Евреи на Руси». Сборник должен был включать статьи Александра Бенуа («Евреи в русском искусстве»), Каратыгина («Евреи в музыке»), Никольского («Евреи в религии»).

Писатель и литературовед Л. Гроссман о Достоевском, знамени антисемитов: «Антисемитизм нашего писателя смягчался несомненной родственностью его типа мышления с библейским духом. Прямолинейный до фанатизма, гневный до анафем <…> грандиозный в своих отчаяниях и надеждах».

В. И. Ленин: «Идея еврейской национальности противоречит интересам еврейского пролетариата».

А. С. Пушкин: «Чуждый язык распространяется не саблею, не пожарами, но собственным обилием и превосходством».

Поворот в положении евреев в России — указ Александра II от 31  марта 1856  года: «Пересмотреть существующее о евреях постановление для соглашения их с общими видами слияния сего народа с коренными жителями, поскольку нравственное состояние евреев может сие дозволить». Главное слово — «слияние». Александр, разумеется, не допускал мысли о том, что русские и евреи могут «слиться» в один народ, в одну нацию. Идея состояла в постепенной ассимиляции евреев.

Евреи оказались в России вследствие трёх разделов Польши (конец 18-го века). Но уже в начале 19  века были евреи, для которых единственным, а значит и родным, оказался русский язык. Откуда? При Николае I рекрутчина для евреев стала особенно жестокой: мальчиков забирали с 12-летнего возраста, и прежде чем призвать на 25-летнюю службу, их отдавали на воспитание в крестьянские семьи, где, конечно же, с родным языком они расставались и в большинстве случаев навсегда.

Давид Самойлов: «Мне выпало счастье быть русским поэтом».

Державин: «Евреи — вредная нация».

А. И. Куприн: «Писали бы вы, паразиты, на своём говёном жаргоне. И читали бы сами себе вслух свои вопли. И оставили бы совсем русскую литературу».

К. И. Чуковский: «Это страшная трагедия еврейского интеллигента, очутившегося в духовном плену у пушкинской, у толстовской, у чеховской культуры — и пусть он будет гениален, как десять Шекспиров, он не создаст ничего, он беспомощен и бессилен, потому что русский пафос — не его пафос» (Чуковский К. «Евреи и русская литература». Свободные мысли № 36  от 14.01.1908. СПб.)

Александр Давидович Степанский

Самая большая ошибка (в том числе и у Солженицына) в том, что еврейскую историю сводят к истории преследований.

В то время, как наиболее интересным и достойным изучения является вклад евреев в историю России.

Вплоть до курьёзных моментов, о которых забыли думать. Создатель национальной музыки советского периода — Исаак Дунаевский. Первый советский чемпион мира — штангист Григорий Новак (тоже еврей).

Еврейский этнос обладает огромным потенциалом, который не может быть потреблён одними евреями.

За 200  лет евреи сменили язык (иврит на русский). Это произошло, по Степанскому в четыре этапа.

1-я половина 19  в.  — еврейское одноязычие.

2-я половина 19 — начало 20  в.  — еврейско-русское двуязычие.

1917  г.  — середина 20  в.  — русско-еврейское двуязычие.

2-я половина 20  в.  — русское одноязычие.

Лев Александрович Аннинский

«Русско-еврейский диалог завершается. Жаль, грустно всякое расставание, хотя это, казалось бы, должно обрадовать обе стороны. Евреи, проведшие в „Утробе Империи“ двести лет, уходят наконец за её рубежи. И сама эта страна должна, кажется, вздохнуть с облегчением: беспокойное племя покидает её пределы; бесы, совратившие простодушных русских людей в революцию и коммунизм, исчезают за горизонтом. Слава Богу, кончается эта история. Всё: нет больше в России евреев»

(Свет двуединый: Евреи и Россия в современной поэзию. — М., 1996.)

Библиография

Бегун И. Евреи и современный мир в учении Мордехая Каплана. М., 2000.

Бубер М. Хасидские предания. М., 1997.

Вайскопф М. Мы были как во сне: Тема исхода в литературе Израиля//НЛО. М., 2000. № 7.

Гейзер М. Еврейская тема в творчестве Пушкина. М., 1995.

Гейзер М. Семь свечей. М., 1997.

Гессен Ю. Евреи в России. СПб., 1906.

Горький М. Несвоевременные мысли. М., 1990.

Еврейская энциклопедия. Изд. Брокгауза и Ефрона: В 16  т. М., 1914–1916.

Лесков Н. Евреи в России. М., 1990.

Лотмановский сборник. М., 1997. № 2.

Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.

Розанов В. Мимолётное. М., 1997.

Розанов В. О писательстве и писателях. М., 1995.

Самойлов Д. Памятные записки. М., 1995.

Фруг С. Стихотворения. СПб., 1885.

Тема № 8 

Эфир 20.09.2001 

Хронометраж 1:15